О ПРОЕКТЕ «ФОРМА»

ФОРМА — кураторский проект, смело задуманный и осуществленный в условиях сибирской провинции – городе Новокузнецке, требует более углубленной его оценки, чем та, которую мы можем дать предварительно. Просмотр обилия файлов в компьютере помог составить лишь самые общие впечатления.


«Мозаичность» – первая реакция, которая возникает благодаря неоднородности творческой среды трех регионов, но этого и следовало ожидать. Благодаря неординарности ее представителей, профессионально занимающихся изобразительным искусством в разных станковых формах, видах и жанрах. Благодаря социальной составляющей проекта, собравшего маститых и начинающих художников разных школ в одном пространственном поле. И многим другим факторам.
В том числе, его концепции, не привязанной к конкретной теме, к одному региону, как обычно бывает, и собравшей художников – не по поводу, а чуть ли не под лозунгом: «Форма – прежде всего»?! Не это ли качество искусства является для нас первичным ценностным критерием на каждой выставке?! Новокузнецкий проект намеренно его акцентировал.
Значительную часть, ожидаемо, составили художники Сибири, поскольку Новокузнецкая площадка и деятельность председателя отделения СХ. – А.В. Суслова в качестве куратора в сибирском регионе известны многие годы.
Неожидаемо: «зона», выделенная для молодых художников, а это одна из ключевых позиций проекта, прошедшего Президентский грантовый конкурс, перекрыла сомнения и предчувствия. Думается, что многие из нас, беспокоящихся на местах о смене поколений, обучающих и присматривающих за молодыми, будут поражены, что большинство представленных экспонатов вполне отвечает критериям профессиональной культуры, радует диапазоном стилей, технологий, их тематической и пластической изобретательностью. К настораживающим факторам относятся работа «на приеме», подменяющая понятие «художественность» ее тенью – дизайном, а так же неумелые стилизации форм тех, кто пренебрег школой натурного штудирования.
Форма – предметна, но в нашем случае идея концепции звучит как понятие символическое, абстрактное, способное объединить и академистов, и формалистов, если их творчество отмечено интеллектуальным осмыслением содержательной и формальной проблематики: «что есть – это современное искусство?», поисками своего языка и тем ХХI века.


«Форма» (лат. forma) понимается как внешнее очертание, внутренняя структура, «качественная определенность и завершенность». Отдавая себе отчет, что абсолютной формы не существует, выставком намерен был оценивать произведения участников с точки зрения профессионального мастерства, интеллектуальной составляющей, индивидуализации авторской, эмоциональной реакции художника на современный мир, системности его творческого метода и стиля.
Поэтому наша «Форма» принимает многообразие художественных стилей и эстетических концепций. Она соотносится и с натурным, и знаковым, и абстрактными языками искусств. Но кураторы проекта принципиально интересовались только теми авторами, для которых актуальной является интерпретирующая функция искусства – наиболее действенная форма репрезентации новых смыслов и самый широкий арсенал художественных средств, не зависимо от того, как они воспринимают реальность — через врожденное колористическое видение или, как «конструкторы» образного мира, через геометризм и знак. Теми, кто процесс творчества, вольно или подсознательно, понимает как средство утверждения своего художнического «я», для кого процесс творчества – способ самоопределения личности. И теми — кто разделяет идею Эмиля Нольде: «Всякое искусство условно потому, что оно не природа; только природа не условна потому, что она не искусство».
То-есть, интересовались такими современными художественными практиками, которые не подражают натуре, а привносят в искусство нечто новое по отношению к ранее существующим, к традициям и школам и выражают время, в которое мы живем, динамичным языком.


Впечатление третье. В каждом городе, не зависимо от опыта, возраста, школ нашлись единомышленники, которые в контексте данной экспозиции вступают в диалог с коллегой из другого региона сходством мировоззренческих позиций, пластического языка, арсеналом приемов. Акценты их «речи» разные, но язык общий – трансрегиональный, трансавангардный…
И впечатление четвертое-пятое… Выставка тематически, жанрово и стилистически разнообразна. Пейзаж городской, чистый и индустриальный, понимаемый как культурная модель современного мира. Образы-конструкты в графических листах и превращенные минималисткими средствами в символы или вылившиеся в чувственной живописной стихийности самовыражения – авторского, личностного. Пейзаж – романтический и лирический, поднимающийся до метафизического воплощения внутренних смыслов, таящихся в образах мест и местечек Родины (с маленькой и большой буквы в значении). Переосмысливающий фундаментальные ценности постиндустриальной эпохи в возрожденном и освеженном понимании жанра; ценности этнографические, национальные образов городов, окраин, дорог, берегов, океанов, вершин и просторов.
Тема, тематическая «картина» в живописи и графических листах представляет различные аспекты бытия, культуры, истории. Есть произведения, связанные с христианской и социальной проблематикой, с переживанием реалий действительности и критическим к ней отношением. Сюжеты с эстетическими идеалами прекрасного, противопоставляющие современности отвлеченные модели «райского сада» и эзотерические символы надмирного мира; рожденные воображением, интеллектом, рефлексиями по поводу истории классического искусства, античного, христианского мира, «архива» этнической культуры и литературы. Есть сюжеты-притчи и «картинки» традиционного житейского уклада коренных народов регионов, пробуждающие чувства благости от их созерцания. Для этого авторами используются и методы реалистического воплощения, и бесхитростная эстетика народного лубка, детский схематичный пластицизм, приемы символизации и подчеркнутый эстетизм форм.
Есть образы горечи и провокаций, рожденные иронией и высшей формой творческого сознания – самоиронией по отношению к себе, творцу-художнику и псевдо идеалам культуры, к социальным аспектам реальности. В таких случаях применяются инструменты пластического гротеска, стеба, китча, подчеркивающие эстетическую сниженность и нарочитую пластическую огрубленность. Так же экспрессивно авторы высказываются в жанре портрета и автопортрета, которого, кстати, маловато.


На выставке присутствует не столь значительное число традиционалистов, сколько авторов, исповедующих различные формы неонаправлений. В «школе» формально-пластического традиционализма с вниманием к натуре – объектом изучения, анализа и отражения по прежнему находится человек и окружающий его мир. Шкала творческих реакций мастеров достаточно широка. В практике «измов» большая степень отвлеченности от реальности. В ней авторы используют приемы живописного и графичного экспрессионизма, абстракционизма, декоративизма, фотореализма, неосимволизма, минимализма, эзотерического символизма и «упрощенного реализма», археоарта и орнаментализма. Эти тенденции просматривающиеся в индивидуальных творческих опытах художников всех трех регионов.
Раздел скульптуры и арт-объектов невелик, но впечатляюще стильный, эстетский. В основе пластики лежат элементы неолитической и этнической культуры, эстетики примитивизма и классики. Что является результатом обращения к темам местных народов от Урала до Якутии, поиска форм региональной идентичности, сохранением традиций, протягивающих связь между далеким прошлым и современным динамичным миром.
Какова же роль современного художника? То он поэт – воссоздатель некоего более совершенного мира, чем сама реальность, то он преобразователь, декорирующий образы реальности, то личность рефлексирующая и странствующая в добывании пластических идей, архетипов от архаики до авангарда. То он пересмешник, циник и критик, то последователь и реконструктор утраченных исторических и культурных связей с прошлым. Коллективный портрет современного художника составляют такие черты — как рационализм, интеллект и детское простодушие, непосредственность, расчетливость и чувственность. Впрочем, это уже совсем субъективное.
Оценку проекта «Форма» вынесут его участники, критики и зрители, каждый свою.

Т.М. Высоцкая
Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *